30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Friday, 29 October 2021 15:19
There are no translations available.
30 октября – День памяти жертв политических репрессий.
Дата была выбрана в память о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали узники мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР. Они объявили 30 октября Днем политзаключенного в СССР. С тех пор 30 октября в Советском Союзе ежегодно проходили голодовки политзаключенных.
Официально этот день был учрежден постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».
Мемориальный комплекс «Катынь» – филиал Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР) является основным научно-исследовательским и экспозиционно-выставочным центром Смоленской области по изучению истории политических репрессий и увековечению памяти советских граждан – жертв политических репрессий 1917–1953 годов.
В 2017–2018 гг. по инициативе ГЦМСИР, в соответствии с Концепцией государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, при активном участии Российского военно-исторического общества и благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ, проводилась масштабная реконструкция Мемориального комплекса «Катынь». На российской части Мемориала, в так называемой «Долине смерти», были установлены скульптурная композиция «Расстрел» и Стена памяти, на которой увековечены 8532 фамилий советских граждан –жертв политических репрессий.
Время, прошедшее после открытия Стены памяти, показало: для потомков жертв репрессий очень важно, что есть место, куда можно прийти и поклониться своим предкам. В Мемориальный комплекс «Катынь» стали поступать обращения от родственников репрессированных, не нашедших на Стене Памяти имён своих близких.
Скульптурная композиция «Расстрел» и Стена памяти
на Мемориальном комплексе «Катынь»
30 октября 2019 года на Стене памяти появилось имя Якова Христофоровича Ангелика – крестьянина с хутора Рыжово Смоленской области. Его имени не оказалось в Книге памяти жертв политических репрессий «Смоленский мартиролог», на основе которой формировались списки для Стены памяти. Ошибку удалось только благодаря терпению и настойчивости внука Якова Ангелика.
По следственному делу проходили два брата Ангелики – Август и Яков. Август Христофорович был приговорён к заключению в концлагере сроком на 10 лет, а Яков – к расстрелу. Вместе с ним к расстрелу были приговорены крестьянин-единоличник Лейман Энест Андреевич 1877 г.р. и извозчик Явойш Викентий Михайлович 1884 г.р. – их имена есть на Стене памяти.
Ангелик Яков Христофорович
Дата рождения: 1888 г.
Место рождения: Смоленская о., Катынский р., д. Ракитино
Национальность: латыш
Место работы: земледелец, х. Рыжово
Дата ареста: 01.12.1930 г.
Осуждение: 03.02.1931 г. – Тройкой ПП ОГПУ Западной (Смоленской) области по ст. 58 – 10, 11
Дата расстрела: 23.03.1931 г.
Дата реабилитации: 17.05.1989 г. – Прокуратура Смоленской области.
|
Фрагмент обвинительного заключения по следственному делу Ангелика Я.Х.
30 октября 2020 года на стене появилось новое имя – Адольфа Игнатьевича Пучко, шофёра колхоза имени Дзержинского деревни Зыколино Смоленской области. И вновь ошибка, которую удалось обнаружить после обращения внучки, не нашедшей фамилии своего деда на Стене памяти, в то время как в Книге памяти «Смоленский мартиролог» сведения об Адольфе Пучко представлены. Вероятно, ошибка произошла при составлении списков для гравировки на Стене памяти, и вместо Пучко А.И. на Стене памяти появился Бучко А.И.
Пучко Адольф Игнатьевич
Дата рождения: 1904 г.
Место рождения: Смоленская о., Кардымовский р., д. Раков рог
Национальность: поляк
Место работы: шофер, колхоз им. Дзержинского, д. Зыколино
Дата ареста: 08.09.1937 г.
Осуждение: 21.09.1937 г. – НКВД и Прокурора СССР по ст. 58 - 4,7,10,11
Дата расстрела: 26.09.1937 г.
Дата реабилитации: 20.09.1957 г. – Военный трибунал Воронежского ВО.
|
Имя Адольфа Игнатьевича Пучко есть на памятнике, установленном на кладбище в деревне Зыколино. Родные и близкие 58 репрессированных жителей деревни Зыколино в 1959 году установили первый в Смоленской области памятник жертвам политических репрессий. Инициатором создания обелиска была семья Буевичей, в роду которых репрессировано более 20 человек. Памятник был реконструирован в 2014 г.
Памятник жертвам политических репрессий
Смоленская область, Смоленский район, д. Зыколино. Фото 2007 г.
30 октября 2021 года на Стене памяти в Мемориальном комплексе «Катынь» появилось ещё две надписи: Кривелев З.Е. и Ходосов Г.Е.
Открытию этих имён мы обязаны зубной щётке, найденной поисковиками в «Долине смерти» во время исследовательских работ 2020 года. На щётке красивым каллиграфическим почерком выведена надпись: «З.Е. Кривелев».
Зубная щетка с надписью «З. Е. Кривелев»
Находка экспедиции 2020 г.
В Книге памяти «Смоленский мартиролог» человека по фамилии Кривелев не оказалось.
Данные списки составлялись на основе архивных уголовных дел, хранящихся в архиве УФСБ России по Смоленской области. Однако при размежевании территорий, ранее входивших в Западную область (1929–1937 гг.) архивные дела на жителей вновь образованных областей (Калининской, Брянской, Калужской и других), передавались в местные органы НКГБ и МГБ, а в смоленском архиве УФСБ остались только дела на жителей Смоленской области в границах 1944 года. Архивное уголовное дело Квивелева З.Е. оказалось в архиве УФСБ России по Брянской области.
Согласно архивной справке по прекращенному уголовному делу №4955-П, Захар Евдокимович Кривелев родился 6 февраля 1913 г. в крестьянской семье в д. Ширковка Мглинского района Западной области. Родители до революции имели 65 га земли, 3 лошади, 4 коровы и 10 голов мелкого скота. Захар получил высшее образование на механико-математическом факультете Ленинградского uосударственного университета, сдав экзамены экстерном.
В 1931 г. был приговорён к 3-м годам лишения свободы условно. В 1933 г. судим за побег на 5 лет лишения свободы, наказание не отбыл, с места заключения бежал и до ареста в 1937 г. от отбытия наказания уклонялся.
На момент третьего ареста Захару исполнилось 24 года, он работал преподавателем физики средней школы с. Ермолинка. Его 19-летняя жена Галина Романовна Голубец училась в Бобровском педагогическом техникуме Воронежской области.
Здание школы с. Ермолинка.
Смоленская область, Вяземский район, 2013 г.
Фотография С. Трошина.
У Захара было 4 брата и 4 сестры. Брат Никифор заведовал начальной школой в Сафоновском районе, Константин учится в Харьковском институте ЦК ВКП(б), а Архип и Иван находились в Сибири. Сестра Фаина жила в Минске, Василиса и Татьяна работали в колхозе д. Ширковка, Меланья была домохозяйкой. Они с мужем Григорием Теньковым, служащим леспромхоза, проживали на станции Калитня Западной железной дороги.
Захар Кривелев был арестован 24 августа 1937 г. Тумановским райотделом НКВД Западной области по обвинению в том, что «являлся активным участником контрреволюционной террористической организации, в течение ряда лет занимался подделкой разного рода документов, и в том, что, будучи осужденным за мошенничество к 5 годам концлагерей, дважды сбежал».
Во время следствия он находился в тюрьме г. Смоленска.
20 ноября 1937 года Заседанием Тройки УНКВД Смоленской области Кривелев З. Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 8,10,11 УК РСФСР и осужден к высшей мере наказания – расстрелу, приведенному в исполнение 2 декабря 1937 г. в 17-00.
Посмертно реабилитирован определением Военного трибунала Воронежского Военного округа от 13 октября 1956 г.
Благодаря сотрудникам архивов УФСБ России Смоленской и Брянских областей удалось установить, что одновременно с Захаром Кривелевым был расстелен Ходосов Григорий Евграфович, имени которого также не оказалось ни в Книге памяти, ни на Стене памяти Мемориального комплекса «Катынь».
Ходосов Григорий Евграфович родился 5 ноября 1914 г. в той же деревне Ширковка, что и Захар Кривелев. До 1917 г. у семьи имелось земли сто десятин, 5 лошадей и 5-6 коров.
В 1930 году, когда ему исполнилось 18 лет, Григорий вступил в ряды ВЛКСМ, а в 1933 г. был осуждён по 169 ст. УК РСФСР на три года концлагеря.
Григорий был старшим ребёнком в семье. Кроме него, в 1937 году, отец с матерью воспитывали сына Михаила 17-ти лет и трёх дочерей – Зинаиду 14-ти лет, Ольгу 11-ти лет и Елену 8-ми лет. К 23-м годам Григорий окончил рабочий факультет при Московском автотранспортном институте и учился на 2 курсе Ленинградского мединститута.
Его арестовали 28 сентября 1937 г. как «активного участника контрреволюционной террористической организации». 20 ноября 1937 г. Заседанием Тройки УНКВД Смоленской области Ходосов Г.Е. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пп. 10,11 ст. 58 УК РСФСР, и осужден к высшей мере наказания – расстрелу, приведенному в исполнение 2 декабря 1937 года.
Реабилитирован определением Военного трибунала Воронежского Военного округа от 13 октября 1956 г.