There are no translations available.

06-0.jpg

 

     Отечественный поп-деятель Сергей Минаев в пародии на песню шведской группы Yaki-Da спел следующие строки:
Коль в непогоду не летают самолёты, не беда,
«Илы» не могут, а «Яки» – да.
 
     В музейной коллекции есть ещё один интересный предмет, связанный с историей советской Смоленщины, который, также как самолёт БОК-1, строили на Смоленском авиационном заводе. Это модель лайнера ЯК-42, созданная в 2009 году автором В.К. Блиновым.
     Макет состоит из желтого пластмассового корпуса, на котором выделены синие иллюминаторы, двух крыльев, Т-образного хвостового оперения и носовой части; крепится к прямоугольному основанию, соединённому с четырехугольной ромбовидной подставкой черного цвета.
 
     Разработка Як-42 началась в 1972 году в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. Это был первый советский пассажирский самолёт, оснащённый турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности. Концепция самолёта была выбрана трёхдвигательная, схожая с концепцией Як-40 и Ту-154.
     Конструкция самолета разрабатывалась для эксплуатации на самых разных аэродромах. Так для Як-42 не требовалась такая длинная взлетно-посадочная полоса, как наиболее распространенным типам самолетов Boeing-737 и Airbus А319. Также для Як-42 не требовался и аэродромный трап.
     В 1977 году Як-42 был представлен широкой публике на международной авиационной выставке в Ле-Бурже.
     Первый опытный экземпляр Як-42 был выпущен на Смоленском авиационном заводе в конце 1974 года, лайнеры собирались здесь до 1982 года, – до трагического момента, когда разбился самолет такой модели. В катастрофе погибло 132 человека, после чего полное производство Як-42 в Смоленске прекратилось, а осталось лишь изготовление некоторых комплектующих.
     Всего было выпущено 183 самолёта Як-42 (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе с 1977 по 1981 год, большая часть – 172 борта – на Саратовском авиазаводе. В 2003 г. производство самолетов Як-42 было остановлено, фюзеляжи невыпущенных самолетов распилены на металлолом.
 
     Постскриптум: В 1978 году, к 35-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашисткой оккупации, в смоленском районе Покровка на слиянии улиц Фрунзе и Кутузова разбили уютный сквер, названный «Наши крылатые земляки» и посвященный смолянам-авиаторам. Сквер украсили их портретами. Именно здесь десять лет спустя, в 1988 году, к 1125-летию Смоленска установили один из последних лайнеров Як-42, собранных на Смоленском авиазаводе. Примечательно, что лайнер установили ночью, и удивленные горожане все утро передавали из уст в уста новость о неожиданно появившейся новой городской достопримечательности. Сначала на борту самолета хотели организовать кафе или кинотеатр, но по причине его высокой пожарной опасности от этой идеи решили отказаться. Этот последний предсерийный ЯК-42 принимал участие в испытаниях, но никогда не возил пассажиров. Его бортовой номер: CCCP-10985; заводской – 422075380.
 
Самолет Як-42, установленный в Смоленске в сквере «Крылатые земляки» (источник: http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-293)Модель самолета Як-42 из фондов Мемориального комплекса «Катынь»Модель самолета Як-42 из фондов Мемориального комплекса «Катынь»