There are no translations available.
В фондовой коллекции Мемориального комплекса «Катынь» хранятся уникальные экспонаты, за каждым из которых – своя история. Например, макет первого отечественного стратосферного самолёта БОК-1.
В самом конце двадцатых годов прошлого века в советском самолетостроении возникли новые направления, которые предполагали постройку оригинальных экспериментальных самолетов. 27 января 1931 года появилось Бюро особых конструкций. Начальником его был назначен Владимир Антонович Чижевский, выпускник знаменитой Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Первый отечественный стратосферный самолет БОК-1 был сконструирован работниками Бюро особых конструкций (БОК) ЦАГИ под руководством инженера Владимира Антонович Чижевского в 1935 году на смоленском заводе № 35. Идея организации в Смоленске авиазавода принадлежит нашему земляку, командующему войсками Западного фронта Михаилу Николаевичу Тухачевскому.
Постройка самолета БОК-1 на авиазаводе № 35 (фото: Авиару.рф)
13 декабря 1935 г. летчик-испытатель И. Ф. Петров с ведущим инженером и одним из создателей самолета Н. Н. Каштановым совершили на БОК-1 первый полет. Иван Федорович Петров так описал эти события:
«На земле расшифровали барограмму – 13 100 м. Полученные по прибору, при расшифровке с учетом всех поправок они соответствовали максимальной высоте 14 100 м. Это – стратосфера!».
Самолет БОК-1 назывался «стратосферный», так как предназначался он в основном для полетов на больших высотах (12-13 тыс. м). БОК-1 имел двухцветную красно-серебристую окраску. На вертикальном оперении был изображен треугольник с эмблемой Бюро особых конструкций.
Самолет БОК-1 на аэродроме (фото: Авиару.рф)
Самолет БОК-1 представлял собой низкоплан классической схемы со вставной гермокабиной, рассчитанной на двух человек – пилота и летчика-наблюдателя. Шасси – неубирающееся, трехопорное, классической для того времени схемы – с хвостовым колесом. Гермокабина была оборудована семью круглыми иллюминаторами. В заднем ее днище был расположен герметически закрываемый входной люк.
Подробнее с историей создания самолета и его характеристиками можно ознакомиться на сайте Авиару.рф
Вот такой интересный экспонат был представлен в экспозиции «1937 год в стране победившего социализма. Один год из истории советской Смоленщины». Он вызывал неизменный интерес посетителей, особенно школьников. В настоящее время макет находится в фондохранилище. Данная модель была изготовлена в 2000-х гг. работником Смоленского авиационного завода В.К. Блиновым, а позднее передана в дар музею Мемориального комплекса «Катынь».